Главная » 2012 » Апрель » 6 » ТАК НАЧИНАЕТСЯ ИСКУССТВО
20:47
ТАК НАЧИНАЕТСЯ ИСКУССТВО
Говорят, в Америке функции учителя сведены к чисто механической передаче знаний. Плохие отметки ставить нельзя, наказывать – тем более, а уж разговоры с ребенком по душам считаются,чуть ли не посягательством на личную свободу. У нас, к счастью,пока всё иначе. Нам нравится предмет, если нравится учитель. И в памяти у нас на всю жизнь не столько школа, сколько учителя, нас учившие. Те, кто был больше, чем просто педагог, больше, чем просто хороший человек. Одним словом – личности. Ведь только личности способны быть примером, вести за собой и заражать других своими идеями.
Биография Владимира Алексеевича Тарасьева легко умещается в один абзац: в 1935 году родился, затем школа, армия, работа в комбинате коммунальных предприятий, спорткомитете и, наконец, Дом пионеров. И всё это, практически не выезжая из Великой Новоселки. Вот как он сам об этом рассказывает:
 
- Мое детство – это школа и улица, причем улица нас воспитала больше, чем школа. В школу я начал ходить еще при немцах, но когда пришли наши, то этот год нам не зачли, и в документах значится, что я поступил в школу в 1943 году.  
- С чего началось ваше увлечение изобразительным искусством?
- Однажды мой отец нарисовал портрет Ленина. Тогда это было запрещено, и портрет,конечно, никто не видел, кроме нашей семьи. С того дня я заразился живописью. Позже пристрастился к скульптуре, и отдал ей даже большее предпочтение.  
- Где вы учились после школы?
- Нигде. Всё, что я умею, я обязан только самому себе. Научить этому нельзя. Из тех, кто учатся, получаются хорошие исполнители, а творческое начало у них отсутствует.
- Вы вернулись из армии...
- И устроился в коммунхоз маляром. Красил стены, потолки. Потом стал председателем районного комитета по физкультуре и спорту. А уже оттуда пришел в Дом пионеров. Сначала вел кружок рисования, потом авиамодельный кружок, а еще позже – судомодельный.  
- Вы уже тогда занимались моделированием?
- Моделированием я занимался с детства. Сперва это были простые модели, из бумаги, реек. Затем достал несколько книг по моделированию, изучил их, а когда стал вести кружок, ездил на областную станцию юных техников, там набирался опыта. Участвовали с ребятами в областных турнирах, сначала слабо, потом лучше, пока не дошли до первых мест, бывали в Киеве на республиканских соревнованиях. В последний раз мы стали чемпионами области в 1991 году, и после этого уже никуда не выезжали. Стало трудно с деньгами. И то, что после этого я проработал еще десять лет – целиком благодаря моему энтузиазму и моим деньгам. Материалы доставал, как только мог: где – за бутылку, где – за деньги, пока не ушел на пенсию.  
- Почему?
- А сколько можно? Не давали же ни копейки. В последний год я получал 30 гривен. Что на них можно купить? Был такой период, когда я вообще всё забросил: не рисовал, не вырезал. Вдохновение пропало.

- Создавая свои модели, вы копировали настоящие самолеты?          
- Не всегда. Парящие модели, например, можно придумать и самому, главное знать общие параметры, и на их основе вычислить модель. Но в  целом, да, существуют определенные нормы, за которые нельзя выходить.
- В отличие от моделирования, рисование – творчество в чистом виде?
- Начинающему художнику даже рекомендуется снимать копии картин, в художественных училищах есть занятия, на которых студенты идут в музеи и копируют известные произведения.
- Кстати, о музеях…. Как вам наш Донецкий художественный музей?
- Я его чуть ли не наизусть знаю. Я не мог, приезжая в Донецк, не потратить часа 3-4 на музей,хоть в десятый, хоть в двадцатый раз. Считаю, что это один из лучших музеев Украины. Там очень много достойных работ, от античных мастеров и до советских художников. Однажды там экспонировались и мои работы, когда проходила выставка самодеятельных художников. Я даже был удостоен Диплома ІІ степени.
- Где вы черпаете идеи?
- В скульптуре идея приходит из видения. Когда берешь кусок дерева, примерно представляешь, что можно из него сделать. А в живописи…  Я в основном рисую живую природу, ну и, конечно, портреты.
- О чем вы жалеете?
-  Наверное, лучше было бы, если бы я получил специальное образование. А может быть, и хуже. Потому что многие из окончивших,печально закончили. Не стали большими мастерами, и вообще творчески не работали – ушли в мазню рекламную, в сиюминутный плакат.
- Кто-нибудь из ваших учеников выбрал профессию благодаря вам?
- Безусловно. Несколько человек окончили художественное училище, художественный институт в Ленинграде, летные учебные заведения. Есть среди них реставраторы, архитекторы, летчики, авиационные техники…
- У вас остались нереализованные мечты?
- Они остаются до самой смерти. Даже когда рука не держит кисть, мечты все равно живут. Айвазовский, например, до 83 лет работал. Причем он настолько хорошо знал море, что ему не надо было на него смотреть. Когда он преподавал в Петербурге в академии художеств, он за два часа в окружении студентов написал картину. Один из шедевров. А что касается нереализованных замыслов, то сейчас я занят, прежде всего, подготовкой своей персональной выставки. И хотя она состоится только через два года, всё равно работы много. Там будет представлено всё лучшее, чего я достиг за 70 лет.

Вот такой он, неугомонный Владимир Алексеевич Тарасьев.  Романтик и прагматик, художник и инженер. Человек, заразивший ребят собственным азартом, научивший создавать что-то своими руками, видеть необычное в обыденном, открывший детям искусство.
 
                                                                 Игорь Авилов ("Смотри в оба", апрель 2003).

 

Категория: ПРЕСС-ОБЗОР | Просмотров: 473 | Добавил: avigo | Теги: статья, Смотри в оба, газета, 2003 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]