Главная » 2014 » Февраль » 11 » ШКОЛА НЕВЕРИЯ
09:18
ШКОЛА НЕВЕРИЯ



В пространстве, где все врут и все всех боятся, ученик не бывает откровенен ни с учителем, ни с родителем.

Атмосфера в современной школе чаще всего действительно не располагает к искренности с обеих сторон: господствует чисто формальный, забюрократизированный подход к обучению, что вообще-то нормально для тоталитарных систем, где все упирается в показатели и, стало быть, в формы контроля. Учет и контроль обычно главенствуют там, где по любому показателю требуется отчет, — а мы живем сегодня в стране, где все определяется рапортичкой, готовностью предоставить по первому требованию справку, ведомость,  декларацию, аттестат и т. д. И в элитной, и в самой что ни на есть заурядной школе — в провинции, эта ситуация еще нагляднее: ученики заняты подготовкой так называемых проектов и презентаций, но это лишь имитация самостоятельной исследовательской работы. Школьник переписывает данные из интернета и делает доклад, чаще всего безликий и начетнический. Все подчинено тотальной показухе.

Разговоры о том, что современный школьник загружен, перегружен, замотан и т.д., — в действительности не стоят ломаного гроша; он занят — но не тем, перегружен — но не теми грузами. В стране всеобщей имитации это неудивительно. У школьника не должно быть много времени на компьютерные игры: тогда их не потребуется законодательно запрещать. Обвинять во всем компьютерные стрелялки так же глупо и недальновидно, как предъявлять претензии к производителям оружия. У школьника не должно возникать скучное желание проходить игру, пулять из виртуальной винтовки по кроваво расшлепывающимся виртуальным монстрам: у него должны быть более соблазнительные занятия. Во многих ли школах сегодня ведется настоящая исследовательская работа? Есть ли у школ контакт с вузом, откуда придет квалифицированный преподаватель и покажет ребенку перспективу настоящего дела? Многие ли дети сегодня откровенно говорят с преподавателем о своих проблемах, о вере и неверии? Когда преподавателю этим заниматься — если он помимо журнала должен заполнить десятки справок и таблиц, которые не снились никакой Бел Кауфман?! Преподаватель задерган беспрерывными реформами и контрреформами, с него требуют показатели, его контролируют со всех сторон — и это притом что работа учителя остается каторжной даже в идеальных условиях, при достойных зарплатах. У него нет времени и сил заниматься детьми: он занимается подготовкой к ВНО или к очередной проверке. Современная школа — конвейер меняющихся требований, бессмысленной документации и взаимной неприязни. На производстве и в политике такое терпимо, но в школе — убийственно. Это живое дело. Там надо любить детей, индивидуально работать с ними, всячески избегать формализованной, мертвящей работы. И, конечно, об ее проблемах надо говорить вслух.

 Дмитрий БЫКОВ,
школьный учитель, преподаватель МГИМО и Института открытого образования


ВНИМАНИЕ! Данный текст взят из статьи Д. Быкова "Школа неверия", опубликованной в "Новой газете". Сама публикация  написана по конкретному поводу, но мысли, высказывающиеся в ней, характеризуют состояние всего современного образования на постсоветском пространстве. Автор сайта просит прощения у автора статьи за вольное цитирование авторского материала.

Категория: МЫСЛИ ВСЛУХ | Просмотров: 546 | Добавил: avigo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]